Барбухайки. Караваны ближнего востока.
Приветствую, уважаемые читатели!
Нельзя не отметить, что в комментариях к статье о японских грузовиках в стиле декотора, было много упоминаний о другом, более известном в нашей стране, направлении. Нам оно известно как «барбухайки».
Несмотря на несколько уничижительное звучание этого слова – корнями оно уходит в персидское словосочетание «буру ба хайр», что в переводе означает «Счастливого пути». К нам это слово попало с военными, возвращавшимися в 80-х из Афганистана. Американские же военные прозвали это явление на свой манер – «jingle truck», что означает «грузовик с колокольчиками». Давайте разбираться что это.
Данное явление распространено не только в Афганистане, оно известно по всей южной Азии, и большей частью даже в Пакистане. Корнями традиция столь красочно украшать свои автомобили уходит, как это и положено всему, что связанно с востоком, глубоко в прошлое и тут есть несколько разных аспектов.
Примерно так же в давние времена украшались повозки персидской знати, подобные сочетания цветов и узоров можно встретить и в традиционной архитектуре. Как известно, восточные страны всегда большое значение уделяли торговле, караваны с самыми разнообразными товарами, по самым опасным перевалам и разбитым дорогам, в любую непогоду курсировали между государствами, перевозя дефицитные грузы. Извозчики, подражая знати, а также стремясь показать себя за границей в привлекательном свете, украшали свои телеги подобным образом.
Грузовики и автобусы в Афганистане и Пакистане стали появляться в 20-х годах XX-века, были это британские Bedford. Их водителями становились проводники караванов, сохранив, таким образом, преемственность ремесла в независимости от того железная ли, или обычная лошадь под ними. Хоть грузовик и значительно упростил труд человека, меньше его всё равно не стало, водители практически всё время находятся за рулём, оттого автомобиль становится буквально их первым домом, в представлении восточного мужчины уютный дом должен выглядеть именно так.
Этим причудливым конструкциям просто нет альтернативы на огромной территории. В Афганистане, к примеру, большая проблема даже с обычными дорогами, тем не менее, страна испытывает огромную потребность в продуктах, гуманитарной помощи, и даже присутствующие в стране вооруженные силы НАТО пользуются услугами водителей барбухаек. Разумеется, нередко на них вывозятся из страны и наркотические средства, платят за такую работу значительно больше, однако выше и риски. Наркокурьер, сопровождающий груз, в случае чего сбегает первым, и вся вина ложится на водителя грузовика.
Если в старые времена извозчик/водитель сам украшал своё транспортное средство, то сегодня, украшение грузовиков стало прибыльным бизнесом, где удовлетворят даже самого взыскательного клиента. Стоимость полного преображения автомобиля может доходить до 5000$, что является существенной частью сбережений водителя. Считается, что в городе с 14-миллионым населением Карачи работает около 50 тысяч художников. Он может зарабатывать до 300-400 $ в месяц, подмастерье – 150 $ Водитель же в месяц выручает около 200 $. Работа над грузовиком длится около 6-10 недель, разумеется, за время простоя водитель ничего не зарабатывает. Однако на такие траты водители всё же идут не только по эстетическим соображениям, как показывает практика – грузовик с наиболее выдающейся внешностью приносит своему владельцу гораздо более выгодные заказы на перевозку, особенно в канун праздников. Богато украшенные автобусы считаются безопасными среди суеверных пассажиров, которых среди малообразованных пакистанцев множество. Всё свободное время, не занятое сном и едой, водители тратят на натирание своих железных коней, самые чистые автомобили на дороге – именно барбухайки.
Некоторые грузовики служат своему хозяину, а, вернее, даже целому клану, многие десятки лет, за которые подвергаются всем мыслимым модернизациям не только по внешности, но и в техническом смысле. «Колхоз» тут вынужденная, и даже необходимая мера. Если же водителю удаётся сменить кормильца на более свежую модель, то первым делом новинка не обмывается, а отправляется на «доработку» внешности. Разработкой «дизайна» занимается художник мастерской, предварительно выслушав пожелания заказчика. Основной темой барбухаек становятся яркие цвета, национальные узоры. Часто на задний борт наносятся портреты политиков, национальных героев, очень популярных тут болливудских актёров или животных и сцены из местного фольклора. Отдельное место в украшении грузовиков занимает работа с деревом. Тут нужен не только художник, а еще и столяр. Из дерева вырезаются наличники, опять-таки с национальным колоритом, которые крепятся как к кузову, а над кабиной строится огромный козырёк, именуемый «тадж», в переводе «корона». Кроме эстетической составляющей, тадж спасает кабину еще и от палящих лучей солнца. Над кабиной обычно работает и вовсе другая мастерская, которая именно на этом и специализируется. У многих грузовиков двери заменяются на абсолютно не функциональные деревянные калитки с крохотным оконцем. Слепая зона такого грузовика увеличивается многократно, но, кажется, водителям это понятие вовсе неизвестно, что их ни капельки не заботит. Зато красиво.
Судя по достаточно непростой политической ситуации в том регионе, заботиться о безопасности перевозок грузов и людей местные власти начнут нескоро, так что, если вы вдруг отправитесь в те края, то непременно посмотрите на этот удивительный симбиоз транспортного средства и культурного объекта.
Очень надеюсь, что данная статья Вам понравилась! До новых встреч в моем блоге!
Также смотрите мой скромный instagram!
Источник: