обзоры авто

Chevrolet Niva LSGA: плюс 25 лошадей и 33 Нм момента!

Chevrolet Niva LSGAChevrolet Niva LSGA

Эксперт

Признаюсь, тяжело бороться с выработанным годами условным рефлексом. По местной двухполоске со скоростью под шестьдесят ковыляет грузовик. Тащусь за ним на Шевроле Ниве. Включена четвертая передача. И вот долгожданный разрыв в разметке. Пора обгонять. Рука сама тянется к рычагу, чтобы передернуть коробку на третью. Нива, скажем прямо, туговата на разгон. В подобном случае быстрое опережение без перехода на одну ступень ниже не прокатит.

Но сейчас я обязан действовать иначе. Останавливаю руку на полпути и с молитвой «Володя, не подведи» нажимаю на газ. Автомобиль бодро ускоряется и легко совершает обгон на четвертой. До чего удобно и пока еще непривычно!

В ноябре нынешнего года с конвейера сошла уже 700-тысячная Нива. Среди владельцев этой армии автомобилей наверняка есть желающие обзавестись более мощным двигателем.В ноябре нынешнего года с конвейера сошла уже 700-тысячная Нива. Среди владельцев этой армии автомобилей наверняка есть желающие обзавестись более мощным двигателем.

Низы не могут, верхи не хотят

Не буду томить — у меня под капотом доработанный двигатель мощностью 105 л.с. с максимальным крутящим моментом 160 Н.м против 79,6 «лошадей» и 127 Н.м у стандартной машины.

А кто такой Володя? Руководитель инжинирингового центра LSGA Владимир Шарандин — специалист по доводке двигателей и вот уже почти два десятка лет мой хороший знакомый.

Идея заняться Нивой родилась спонтанно. Мы обсуждали другой автомобиль, но разговор сам собой вывел к полноприводнику СП GM-AVTOVAZ. Чего не хватает Ниве в ездовых дисциплинах? Конечно, бодрости двигателя. Особенно при езде по магистралям. На бездорожье выручает нижний ряд раздаточной коробки, а вот на трассе… Автомобиль откровенно выпадает из современного потока. Особенно это заметно на разгоне. Фуры нынче стали быстрыми и обогнать их на Ниве довольно проблематично. Приходится загодя раскочегаривать внедорожник, просчитывать ситуацию чуть ли не до горизонта и без сброса, чтобы не потерять ход, выполнять серию обгонов. Опасно? Да! Вот эту проблему Владимир и взялся решить.

Понятно, что молодежный автомобиль для стритрейсинга никто делать не собирался — не для такой аудитории аппарат. Речь шла о безопасности: борьбе с затянутыми обгонами и хоть каком-то запасе прыти под педалью газа. При этом надо было не переборщить. Требовалось сохранить все лучшие внедорожные качества, не перегрузить избытком крутящего момента трансмиссию, оставить на прежнем уровне расход топлива и все это уложить в посильный для владельцев Нив бюджет. Ах да, сущий пустячок, объем цилиндров стандартный — никаких работ с блоком, поршнями, шатунами и коленвалом. Низы мотора не трогаем, модернизируем только верхи: головку блока цилиндров, выпуск, впуск.

Нива ЛСГА со 105-сильным двигателем на бездорожье лучшие качества не растеряла.Нива ЛСГА со 105-сильным двигателем на бездорожье лучшие качества не растеряла.

Ну а в такой подъемчик со 105-сильным мотором едем на передачу выше, чем на автомобиле с серийным двигателем.Ну а в такой подъемчик со 105-сильным мотором едем на передачу выше, чем на автомобиле с серийным двигателем.

Полный привод здесь необходим — сразу за бродом дорога круто уходит вверх. Раньше для уверенности включал здесь пониженный ряд. А эта Нива позволяет забираться в горку на первой передаче.Полный привод здесь необходим — сразу за бродом дорога круто уходит вверх. Раньше для уверенности включал здесь пониженный ряд. А эта Нива позволяет забираться в горку на первой передаче.

А теперь обратно. Причем вниз по камням, а вверх — по глине.А теперь обратно. Причем вниз по камням, а вверх — по глине.

В погоню за Дастером

Борьба с двигателем затянулась на полтора года. Вдохнуть жизнь в «старичка» оказалось делом непростым. Зато на выходе — модификация Шевроле Нива ЛСГА аж четырех уровней подготовки. Инжиниринговый центр предлагает комплексные решения мощностью 90, 94, 95, 105 л.с. Цена — от 18 750 до 48 000 рублей. Желающим покопаться в цифрах предлагаю ознакомиться с внешними скоростными характеристиками доработанных двигателей.

И даже наматывать осень на колеса лучше с мощным двигателем.И даже наматывать осень на колеса лучше с мощным двигателем.

От себя добавлю самое интересное — впечатления об автомобиле Нива ЛСГА в максимальной комплектации. В данном случае тест автомобиля был не короткой журналистской покатушкой, а элементом программы дорожных испытаний. Пример с грузовиком — жизненная иллюстрация так называемой эластичности двигателя. «По науке», в ходе ездового цикла на полигоне, измеряется время разгона с 60 до 100 км/ч на четвертой передаче. В ездовом цикле, сымитированном на роликовом стенде MAHA в ЛСГА, этот показатель у стандартной Нивы — 22,13 секунды. У доработанной версии мощностью 94 л.с. — 14,32. Прикидываю цифры на ровном участке дороги с помощью GPS прибора Driftbox. Точность вне специализированных дорог полигона оставляет желать лучшего. Поэтому несколько замеров, среднее арифметическое и 13,4 секунды на выходе для Нивы с двигателем 105 л.с. Со всеми округлениями в пользу серийного мотора, стало лучше никак не меньше, чем на 8 секунд или 35,9 процента. Это пропасть? Да! И это безопасность при обгоне. Лирическое отступление. Мне встречались Шевроле Нивы эпохи «до Евро-5», что выдавали около 20 секунд при аналогичном тесте. И все равно, даже в сравнении с ними прибавка весома.

В таких местах на Ниве ездить приятно. Но сначала надо одолеть магистраль, где серийному автомобилю не хватает прыти на обгонах.В таких местах на Ниве ездить приятно. Но сначала надо одолеть магистраль, где серийному автомобилю не хватает прыти на обгонах.

Но есть еще одна эластичность — разгон на пятой передаче с 80 до 120 км/ч. Здесь пропасть еще больше! Причем мерить можно со слоновой точностью. Листаю цифры минувших лет с замерами на полигоне. Результат лучше 39 секунд не встречался. А внедорожник с доработанным мотором разгоняется за 22,7 секунды. Почти в два раза быстрее! Сравнить, скорее сравнить с конкурентом. Оба показателя эластичности Нивы ЛСГА сопоставимы с Renault Duster со 102-сильным мотором 1,6 литра. И это заметно на дороге. Бодрые фуры, что едут со скоростью 90 км/ч, удается обогнать, ускоряясь на пятой передаче. А еще некогда «тугой» двигатель Нивы легко крутится до 5000 об/мин на четвертой и даже пятой передачах. К хорошему привыкаешь быстро. Жаль, такие автомобили не сходят с конвейера. Мне кажется, именно такой сейчас должна быть серийная Нива с точки зрения разгонной динамики.

Погулять вдоль реки весьма приятно на любой Ниве. А с мощным мотором — вдвойне.Погулять вдоль реки весьма приятно на любой Ниве. А с мощным мотором — вдвойне.

Участок, где проверял езду на малых оборотах и внатяг. Все в порядке — новый мотор справляется без проблем.Участок, где проверял езду на малых оборотах и внатяг. Все в порядке — новый мотор справляется без проблем.

Черно-белая встреча техники и мира растений. Сквозь строй березок Нива проходит легко, а внедорожникам покрупнее здесь будет тесновато.Черно-белая встреча техники и мира растений. Сквозь строй березок Нива проходит легко, а внедорожникам покрупнее здесь будет тесновато.

Примечательно, что эксплуатационный расход топлива не стал заметно больше. Контрольный замер в режиме 90–100 км/ч на пятой передаче показал, что аппетит 105-сильной Нивы — порядка 10,5–11 л на 100 километров. Понятно, чем чаще водитель будет пользоваться возросшим потенциалом двигателя, тем больше топлива вылетит в трубу. Но в целом автомобиль не стал прожорливее. Еще приятнее, что Нива ЛСГА, став шустрее на асфальте, не растеряла внедорожных качеств. Доработанный двигатель с новой программой управления (кстати, рассчитан он на топливо АИ-92) тянет машину на малых оборотах без подергиваний. Звук доработанной системы выпуска не давит на уши. Чуть изменилась тональность шумов, но не громкость. Во всяком случае, на прогретом двигателе. Приоткрою секрет — при изготовлении нового выпуска производителю даже пришлось переходить с 1,5-миллиметрового нержавеющего листа на 2-миллиметровый. Слишком уж звонким был выпуск в первоначальном варианте. Единственный режим, когда шумы сильнее, чем в серийном автомобиле — прогрев двигателя после холодного пуска. Это мы говорили о том, что слышно в салоне. Наружный шум отличит от штатного лишь опытный нивовод — мелодия выпуска стала чуть «вкуснее». Остальные доработанную Ниву по звуку не опознают. И это при том, что в системе выпуска применен прямоточный глушитель!

Видите на заднем плане развалины старого пешеходного моста? Это реальная дорога через ручей в населенный пункт…Видите на заднем плане развалины старого пешеходного моста? Это реальная дорога через ручей в населенный пункт…

Штаны из нержавейки

Вот тут самое время рассказать о доработках двигателя. Установлен новый распределительный вал, изготовленный по расчетам ЛСГА. Разумеется, в комплекте с валом монтируют и новую шестерню для точной регулировки фаз газораспределения. Так же в контроллер зашита фирменная программа управления двигателем от ЛСГА. Вместо серийного выпуска схемы 4 в 1 установлен «дымарь» 4-2-1 с длинными «штанами» (они как раз отвечают за прирост крутящего момента) из нержавеющей стали. В связи с изменением выпускной системы монтируется и удлиненный шнур кислородного датчика. Вместо стандартного глушителя — так называемый тихий прямоточный. Кроме того, доработаны каналы головки блока цилиндров и клапаны. Например, их запорные фаски теперь под углом 30 градусов вместо штатных 45, а это в определенный момент дает увеличение расхода воздуха и в конечном счете хорошие «низы» мотору. Вопрос экологии Нивы ЛСГА не остался за кадром. За дополнительную плату в измененную систему выпуска монтируют спортивный нейтрализатор. Существует и экономный вариант — перенос на новое место штатного нейтрализатора. Но он сопровождается небольшой потерей мощности (порядка 2 л.с.).

Набор оригинальных компонентов для Нивы ЛСГА — 95. Версию со 105-сильным двигателем дополняет еще доработанная головка блока цилиндров.Набор оригинальных компонентов для Нивы ЛСГА — 95. Версию со 105-сильным двигателем дополняет еще доработанная головка блока цилиндров.

В результате полного комплекса доработок двигатель Нива ЛСГА выдает 106 л.с. при 5170 об/мин. Максимальный крутящий момент достигает 163 Н.м при 4080 об/мин. Причем прирост момента в сравнении с серийным мотором есть с самых «низов», но самый большой довесок выпадает как раз на промежуток 3200–4800. Это и обеспечивает столь приятную разгонную динамику Нивы (читай — эластичность мотора) на высших передачах в том диапазоне скоростей, где раньше ее не было.

В ходе доработки головки блока цилиндров одной пришлось пожертвовать. Она распилена на куски для изучения каналов, толщины стенок и т.д.В ходе доработки головки блока цилиндров одной пришлось пожертвовать. Она распилена на куски для изучения каналов, толщины стенок и т.д.

Сейчас невозможно представить грамотную разработку без применения компьютера. Вот и с двигателем Нивы применяли программу имитации потоков.Сейчас невозможно представить грамотную разработку без применения компьютера. Вот и с двигателем Нивы применяли программу имитации потоков.

Внешние скоростные характеристики доработанных версий 105, 95, 90 л.с. в сравнении с серийным мотором.Внешние скоростные характеристики доработанных версий 105, 95, 90 л.с. в сравнении с серийным мотором.

Мощность двигателя Нивы ЛСГА 105 на фоне серийного агрегата.Мощность двигателя Нивы ЛСГА 105 на фоне серийного агрегата.

Мощность хорошо продает, а на дороге важнее крутящий момент. Сравните кривые крутящего момента доработанного и серийного мотора. Характеристики сняты на стенде MAHA.Мощность хорошо продает, а на дороге важнее крутящий момент. Сравните кривые крутящего момента доработанного и серийного мотора. Характеристики сняты на стенде MAHA.

Последовательно спустимся сверху вниз по остальным ступеням доработок.

Нива ЛСГА 95 л.с. — это перечисленный набор минус доработанная головка блока цилиндров и клапаны. ЛСГА 94 л.с. — минус прямоточный глушитель. ЛСГА 90 — минус доработанная система выпуска. В этом варианте остается только новый распредвал, шестерня точной регулировки фаз, программа управления ЛСГА, настройка на стенде MAHA. Остается намекнуть — все наработки для двигателя Шевроле Нивы вполне пригодны и для Лады 4х4.

Chevrolet Niva LSGA: плюс 25 лошадей и 33 Нм момента!

    Книги про Chevrolet Niva, как и другая техническая литература, — наиболее популярные издания среди наших читателей.

Chevrolet Niva LSGA: плюс 25 лошадей и 33 Нм момента!

Источник: zr.ru

Добавить комментарий