Гран-при Бразилии: столкновения, драки и исправительные работы — всё, как мы любим
После того как Льюис Хэмилтон взял свой очередной титул в Мексике, было легко предположить, что гонки на этом и закончатся, а два оставшихся Гран-при — в Бразилии и Абу-Даби — будут на «доехать». Но не тут-то было.
На трассе «Интерлагос» страсти кипели все три дня предпоследнего Гран-при сезона.
Началось все, пожалуй, еще во время пятничных практик, когда Нико Хюлькенберг разбил свою машину, но последовавшие события затмили эту новость очень быстро.
Во время субботней квалификации во втором сегменте произошел инцидент между Сергеем Сироткиным и Льюисом Хэмилтоном. Сергей прошел во второй сегмент, но, по его словам, из-за проблем с температурным режимом шин ему приходилось на протяжении всего прогревочного круга ехать в максимальном режиме атаки — чтобы довести температуру резины до нужной отметки и нормально проехать боевой круг.
Хэмилтон же ехал медленно и посередине трассы — и оказался на траектории Сергея, который попытался его объехать. Хэмилтон поздно его увидел и предпринял попытку сместиться с траектории, но едва не стал причиной столкновения. Сироткин грамотно ушел от столкновения, но дальнейшая его попытка была испорчена.
«В Q1 у меня было на одну попытку меньше, чем у других, — сказал Сергей, — но мы смогли пройти дальше, что очень позитивно. Мы думали, что в Q2 пойдет дождь, и на выезде из боксов из-за переменчивых условий шины остались холодными, поэтому мне пришлось приложить усилия, чтобы прогреть их. На быстром круге я был вынужден замедлиться, чтобы избежать столкновения с Льюисом, из-за чего пришлось выехать колесом на траву и тем самым испортить свою попытку. В целом получилась хорошая сессия, мы довольны нашим выступлением».
После квалификации британец резко высказался в адрес Сергея, назвав его маневр «неуважительным». Это был явно перебор, т. к. никто не должен играть по чужим правилам, даже если этого хочет свежеиспеченный пятикратный чемпион, и никакой регламент не ограничивает скорость на прогревочном круге.
К чести Хэмилтона нужно сказать, что он, похоже, и сам это понял, и на следующий день извинился за свои слова: «Сегодня утром я проснулся с ощущением, что должен исправить некоторые слова, которые использовал вчера. Я был неправ. Это не был знак неуважения от Сергея, это было недопонимание, и я честно хотел уйти с его траектории. Это не сработало, но shit happens, и я уважаю, как Сергей с этим справился».
Квалификация также запомнилась и инцидентом с участием Себастьяна Феттеля в промежутке между 2 и 3 сегментом, когда его зазвали на взвешивание. Феттель всем своим видом и жестом изображал, как он торопится: сначала сбил установленный конус, затем чуть не проехал по ногам маршала, который отправился этот конус убирать, а в итоге нарушил правила взвешивания, съехав с весов своим ходом и повредив их, вместо того, чтобы дождаться, когда его скатят.
Он махал руками, изображал всяческое нетерпение и вел себя довольно вызывающе. Судьи на взвешивании подали рапорт стюардам, которые рассмотрели происшедшее и наказали Феттеля предупреждением и штрафом в 25 000 евро.
Но, конечно, самое интересное происходило в гонке.
Еще до старта основные ожидания были связаны с традиционным противостоянием между Mercedes и Ferrari. Слабенькая, но интрига, завязывалась на сражении за Кубок конструкторов: обсуждалось, победит ли Mercedes уже в Бразилии — или подождет до Абу-Даби. Другой вопрос возникал в связи с тем, сумеет ли Феттель обыграть Хэмилтона, занявшего поул-позицию на решетке, или нет, а также сумеет ли Райкконен (4) одолеть Боттаса (3)?
Положение обоих Ред Буллов даже не обсуждалось: Ферстаппен проиграл Хэмилтону в квалификации 0,5 секунды и стартовал пятым, а Риккардо еще и получил штраф в пять позиций за замену турбины и стартовал вообще за пределами десятки.
И вот зря их обошли вниманием.
Уже на третьем круге Макс резко прибавляет, показывает самый быстрый круг и обгоняет сначала Райкконена, на следующем круге — Феттеля, а на десятом круге уже отвоевывает второе место в борьбе с Боттасом и очень быстро начинает догонять Хэмилтона. 2,5 секунды разницы, бывшие перед этим между двумя мерседесами, всего за круг он доводит до полутора секунд и показывается в зеркалах британца. Впрочем, не отстает по своей результативности и Риккардо: на седьмом круге он уже замыкает традиционный Топ-6.
Тем временем Макс быстро нагоняет Хэмилтона. Оба пилота при этом стартовали на одном типе резины — использованных покрышках суперсофт, но Льюис отправляется на пит-стоп уже на 20-м круге и переобувается на медиум, а вот Макс продолжает штамповать на трассе еще 15 кругов, и лишь на 36-м круге возвращается после пит-стопа на свежем софте, имея явное преимущество.
А уже через пять кругов он обгоняет Хэмилтона в борьбе за лидерство. Это происходит в тот самый момент, когда Риккардо, до этого лидировавший в гонке, сворачивает на свой пит-стоп, однако никакой командной тактики Быков в этом усмотреть невозможно: промежуток между Риккардо и Хэмилтоном составлял порядка девяти секунд.
Надо сказать, что Льюис не особо сопротивляется голландцу, и Макс довольно быстро уезжает вперед. Сложно сказать, какой мотив в этом превалировал: скорее всего, Хэмилтон держал в голове, что его команда борется за Кубок конструкторов с Ferrari, и вопрос лидерства Ферстаппена просто не имел для него значения, а бороться с Максом, как известно, дорогОго стоит. Что мы и увидели через четыре круга.
Эстебан Окон выезжал из боксов на 44-м круге после небольшой заминки на пит-стопе на свежей резине в круге от Ферстаппена и в непосредственной близости от него, так что он имел все основания атаковать его, чтобы вернуться в круг. Он был быстрее, поэтому сумел догнать Макса и нажал на газ, чтобы обогнать его. Ходят мнения, что Окон получил указания «сверху» выбить Ферстаппена, но вряд ли они имеют под собой какие-либо веские основания.
Гораздо больше похоже на то, что Ферстаппен, до этого момента будучи абсолютным молодцом и совершая чистые обгоны, вдруг решил включить тот «режим», который Льюис в свое время назвал «Dickhead», и который неоднократно приводил его к авариям. Эстебан Окон тоже был неправ, но здесь кое-что может объяснить их давняя, еще со времен младших формул, война с Ферстаппеном, когда голландское семейство часто решало нахрапом вопросы, которые не могло решить иначе. Окон не собирался уступать, а Макс не собирался с этим считаться. В итоге он фактически выдавливает Окона с трассы на поребрики и традиционно для себя двигается по своей идеальной траектории «я один на трассе».
Совершенно естественно, что у них происходит контакт, обе машины разворачивает, и каждый теряет время и позиции, а также получает повреждения машины. Макс вновь оказывается позади Хэмилтона и уже не может атаковать с прежней силой, т. к. жалуется на повреждения днища. Окон же, помимо потери позиций, получает еще десятисекундный штраф stop&go и три штрафных балла — самое жесткое из возможных наказаний и, на мой взгляд, не совсем оправданное.
Но хуже этого тот факт, что Ферстаппен дважды называет его «идиотом», угрожает с ним разобраться и в итоге идет на взвешивание, где несколько раз толкает Окона в грудь. Окон в ответ ведет себя более чем корректно, не разжигая конфликта, тем не менее обоих пилотов вызывают к стюардам за разъяснениями.
В итоге, как сообщает Formula1.com, «судьи приняли во внимание тот факт, что Макс Ферстаппен был чрезвычайно расстроен инцидентом во время гонки на треке и приняли его объяснение, что он не намеревался драться с Оконом, но был «на взводе» и не сдержал характера. Относясь с симпатией к чувствам Ферстаппена, стюарды тем не менее заметили, что спортсмен его уровня должен вести себя соответствующе по отношению к спортсменам любого уровня, и сочли, что Ферстаппен не проявил должного уважения». В качестве наказания Ферстаппен получил два дня общественных работ в дирекции FIA в течение шести месяцев после инцидента.
Любопытно в этом свете замечание Хельмута Марко, который заявил, что «Окону повезло, что в паддоке не было Йоса». Есть предположение, что следующий, не уступивший Максу дорогу, вернется в боксы с разбитым лицом, ибо, как известно, яблочко от яблоньки…
Но с другой стороны… С другой стороны, будем честными: именно такие эпизоды и пробуждают интерес зрителей, так как становятся настоящим проявлением жизни с ее захлестывающими эмоциями, которых сейчас так не хватает стерильной Формуле 1. Что ни говори, но Liberty Media должны быть признательны Максу и Эстебану!
А вот как прокомментировал ситуацию между этими двумя пилотами Льюис Хэмилтон: «Пытаться вернуться в круг с лидером – честная игра. Разумеется, попасть в неприятности никто не хочет, но в таких случаешь нужно просто оставлять друг другу место, это так просто. Никогда нельзя рассчитывать, что кто-то сдастся и не поедет по внутренней траектории только потому, что отстает на круг. Нужно понимать, что он может там оказаться. [Я сам обычно думаю]: "Я оставлю ему больше места, ведь он ведет совсем другую гонку"».
Что же касается результатов гонки, то победителем Гран-при Бразилии стал Льюис Хэмилтон, на которого эта победа свалилась буквально с неба. Причем это произошло не столько благодаря столкновению Окона и Ферстаппена, сколь вопреки еще одному обстоятельству, которое стало известно уже после гонки.
«На одном из десяти каналов связи, к которым я подключен во время гонки, я услышал, как инженеры, отвечающие за двигатель, обсуждают, что на машине Льюиса произошел сбой силовой установки, и в течение следующего круга двигатель может взорваться», — рассказал Тото Вольфф.
Как выяснилось, из-за проблем с выхлопной системой двигатель работал при критических температурах. Их удалось слегка понизить — до 980 градусов, но этого было недостаточно, и угроза взрыва была чрезвычайно высока. Хэмилтону приходилось ехать в щадящем режиме, так что в этом свете вылет Ферстаппена был и в самом деле подарком судьбы. Сам же Хэмилтон сказал, что последние 20 кругов он находился буквально на пороховой бочке, не зная, сумеет он финишировать в гонке или нет.
Третьим на подиуме стал Кими Райкконен, который уже на пятом круге обогнал своего напарника, но затем после пит-стопов у них произошла рокировка, а на 35-м круге — вновь размен позициями. В «Интерлагосе» дела у Себа обстояли совсем неважно — из-за проблем с датчиком для него вся гонка стала борьбой с машиной, и он уступил позицию Кими, чтобы тот попробовал обогнать Боттаса.
Противостояние двух финнов на этом Гран-при случалось дважды, и оба раза было крайне затяжным. Первый раз оно закончилось пит-стопом Боттаса, во второй раз Райкконен сумел отыграть позицию только через десять кругов — и то, вероятно, по причине двух серьезных проблем у Боттаса: с перерасходом топлива и с перерасходом резины. В итоге Валттери был вынужден отправиться на второй пит-стоп на 59-м круге, где получил свежий комплект софт — как за шесть кругов до этого сделал Феттель. Только немец на своем втором пит-стопе получил использованный комплект суперсофт.
Впрочем, в этот день были и другие скрытые и явные конфликты. Началось все со стартового контакта Эрикссона и Грожана, затем противостояния двух Renault на первых кругах гонки, когда Карлос Сайнс решил выбить своего напарника с трассы, раз не может его объехать. Хюлькенберг удержал машину на трассе, но позже сошел из-за проблем с системой охлаждения.
Оба Макларена оказались в самом конце отстающих, но оба пилота совершенно не собирались с этим считаться. И Алонсо, и Вандорн нарушили требования синих флагов и оба получили по пять секунд штрафа и два штрафных балла. Однако им обоим осталось провести в Формуле 1 всего последнюю гонку в Абу-Даби и эти мелочи их вряд ли волнуют. Алонсо уже заявил о том, что в следующем году вновь примет участие в гонке «Инди 500» и продолжит сезон в WEC, что касается Вандорна, ему предстоит работа на симуляторе Mercedes.
Отлично провел свою гонку Шарль Леклер, финишировав седьмым, следом за Себастьяном Феттелем, однако запомнился он зрителям в Бразилии не этим. Во втором сегменте квалификации, уже по начинавшемуся дождю, он не сумел показать хорошего времени и не проходил в третий сегмент — в отличие от, кстати сказать, своего напарника Маркуса Эрикссона. Команда довольно настойчиво зазывала Шарля в боксы, но Леклер настоял на своем и поехал сразу же на еще один быстрый круг, сумел его собрать уже на влажной трассе и прошел в третий сегмент.
К сожалению, на машине Эрикссона уже в начале гонки возникли технические проблемы, и на 21-м круге он был вынужден сойти. Еще один сход произошел у Хюлькенберга, и на 33-м круге он вернулся в боксы.
Даниэль Риккардо в этот раз благополучно сумел финишировать: на четвертой позиции позади Кими Райкконена. Похоже, ему не хватило пары кругов для того, чтобы совершить обгон за подиум. Жаль, это был бы красивый финиш. Вообще оба Red Bull показали в этот раз хорошую гонку и были достойны высоких результатов — если бы не послефинишная выходка Макса, которая смазала впечатление от происходившего. Но как показывает история, побеждает не самый горячий, а самый хладнокровный. Хватит ли Хэмилтону хладнокровия на Абу-Даби — ведь Ферстаппен уже обозначил свое намерение победить там; заменят ли ему силовой агрегат со штрафом на старте и будет ли он атаковать ради победы?
В любом случае уже сейчас понятно, что и следующая гонка, и следующий сезон обещают быть интересными, а финальный этап может внести изменения в расстановку сил в итоговой таблице: Ферстаппена от Боттаса отделяет всего три очка!
Лучшие моменты гонки:
Больше новостей из мира автоспорта на моем Телеграмм-канале: t.me/first_place
Источник: