обзоры авто

Можайское шоссе

Вот и пришел момент заключительной части по западному направлению. В нем речь пойдет о Кутузовском проспекте, проспекте маршала Гречко (это еще что за проспект?!) и Можайском шоссе.

Историческая дорога на Смоленск через Можайск существовала с XV века, в середине XIX века направление получает статус шоссе и, как не удивительно, с тех пор сохраняет свое название (с небольшими территориальными правками) по сей день. Правда сегодня, Можайским шоссе называется значительно меньший отрезок трассы, чем раннее — от Рублевки/Аминьевки до МКАД. Все, что от нее ближе к центру — Кутузовский проспект, а за МКАД начинается трасса федерального значения M1 — Минское шоссе, после границы с Белоруссией ее знаю, как часть европейского маршрута с обозначением E30.

В прошлой серии мы остановились с вами на Новоарбатском мосту. Предлагаю с него и продолжить наше движение на запад. Если вы каким-то необъяснимым образом попали на эту страницу миновав первые части, то прошу сначала сюда, потом сюда и уж потом с нагулянным аппетитом возвращайтесь.

Итак, грандиозные преобразования западного направления, как мы помним, задумали еще в начале 30ых годов, в 35 нанесли на Генплан, а воплощать в жизнь начали только во второй половине XX века, после войны. Но есть кое-что вне планов, замыслов и карт, что я лично считаю настоящим стартом строительства новой западной магистрали города. Как говорят строители альтруисты, прежде чем что-нибудь новое построить, нужно что-нибудь старое сломать.

Кордегардии Дорогомиловской заставы. Такие стояли на всех заставах Камер-Коллежского вала Москвы, который был в свое время административной, а главное таможенной границей города. Как посты ДПС на МКАД в начале нулевых. Фотография сделана перед самым сносом, корпуса уже заброшены и обветшали

Кордегардия — это французское выражение corpe de garde, корпус охраны, по-нашему. Эти здания простояли почти 150 лет и всегда использовались по назначению. Конечно же новое государство не могло больше оставаться в прежних границах и уже в 1932 их снесли

К сожалению, ни одно из зданий кордегард Камер-Коллежского вала до наших дней не дожило

Справедливости ради, стоит отметить, что мне удалось найти фотографию и более раннюю. Она никак не связана с корпусами для охраны, но зато на ней запечатлен момент укладки булыжника на Можайском шоссе

Начало 20ых годов, сейчас брусчатку положат, потом сверху асфальт закатают. Время идет, ничего не меняется)

Так или иначе, но и брусчатка и снос кордегардий были не единственным довоенным результатом преобразования западного направления. Интересно, что Можайское шоссе, еще до прорубки Нового Арбата, до постройки Новоарбатского моста успело примерить на себя костюмчик главного проспекта города. За Дорогомиловской заставой была лишь пригородная глушь, а стало быть, как только приняли Генплан 35 года, именно здесь развернулось активное строительство. Уже к началу второй Мировой войны участок от Дорогомилова до московской кольцевой железной дороги выглядел вот так

Немецкая аэрофотосъемка 1942 года. Красным отметил место Дорогомиловской кордегардии

На снимке немецкой аэросъемки отлично видно, что Новоарбатского моста еще нет, как нет и участка Кутузовского от Москвы реки, до Дорогомиловской улицы. Однако отрезок проспекта от Дорогомиловской заставы до кольцевой жд уже имеет неприличную для окружающей обстановки ширину, а вдоль красных линий строятся первые сталинки.

Первое время такое соседство домов из разных миров встречалось часто

Это все, что успели сделать до войны. Во время войны здесь сделают только, пожалуй, самые известные фотографии обороны Москвы. Ежи, дзоты, кпп, эскарпы и прочие укрепсооружения на Кутузовском видели (а некоторые еще и помнят) многие.

Фотография выше сделана на площади Дорогомиловской заставы. Еще в начале века в этом месте живет тихая пригородная жизнь.

В середине 20ых годов здесь разбивают сквер

А уже в середине XX века на это месте появится первый автомобильный тоннель в Москве.

Дорогомиловский тоннель построили в 1959 году. Он служит для беспрепятственного прохода транспортного потока Кутузовского проспекта на Дорогомиловской стрелке. По нему проходит движение в три полосы направления "в центр", он односторонний. Удивительно, что именно Кутузовский в этом месте уходит под землю, ведь по статусу, скорее Дорогомиловская должна была всячески изгибаться, чтобы не мешать машинам главного городского проспекта. Однако, сами понимаете, соорудить небольшой прямой тоннель гораздо проще, чем изогнутый и более длинный для Дорогомиловки.

Строительство Дорогомиловского тоннеля

А вот узенький мостик через кольцевую железную дорогу исправили еще раньше. Уже в 1955 году путепровод стал соответствовать ширине проспекта и без всяких сужений перемахивал в сторону Поклонной горы.

В это же время участок Можайского шоссе от Дорогомиловской заставы до современной площади Победы (там заканчивался проект капитальной застройки) становится Кутузовским проспектом.

Это аэросъемка начала 60ых. В верхнем правом углу снимка видно крайние дома примыкающие сегодня вполную к парку Победы. Наверх уходит улица Барклая

Кроме того, на этом снимке хорошо видно, что русла старой дороги и нового проспекта не совпадают. Еще до войны Можайское шоссе существенно спрямили, выстроив новую трассу чуть севернее прежней. Однако старое русло до сих пор можно найти на карте. Не везде можно просто так проехать, но найти — легко. Смотрите:

Улица Молодоженов в парке Победы, а также Славянский бульвар и Староможайское шоссе в виде южных дублеров Кутузовского на участке от Минской улица до Аминьевки

Не знаю, стоит ли напоминать, как выглядел один из главных парков Москвы в начале века.

Интересный момент, если подняться со станции метро Парк Победы через выход №1, то можно встретить мемориальный пилон несуществующему проспекту. Выглядит он вот так

Одинокий и грустный, ждет своего хозяина

Дело в том, что довольно долгое время участок Можайского шоссе от площади Победы до Аминьевки носил имя одного из министров обороны СССР Андрея Гречко. Случилось это после смерти видного коммунистического деятеля в 1976 году. Проехать по проспекту маршала Гречко можно было вплоть до развала СССР.

В 1992 году этот участок стал продолжением Кутузовского проспекта. Правда проспект Гречко ушел не бесследно, как мы уже выяснили, сохранилась анотационная доска, а также тоннель, по которому с Барклая мы попадаем на Кутузовский в сторону центра. Он по-прежнему называется тоннель имени маршала Гречко.

Можайское шоссе сегодня — это одна из главных магистралей города, имеет бессветофорный проезд, который оно получило благодаря строительству длинной автодорожной эстакады в конце нулевых. Все светофоры и перекрестки остались внизу на дублерах, там же ходит и общественный транспорт. Однако стоит отметить, что один светофор все-таки на трассе есть. Он расположен в самом начале Можайки, где шоссе имеет пересечение с Рублевкой, но этот светофор имеет ручное управление и служит для обеспечения проезда VIP кортежей.

Если вам нравятся материалы, не забывайте нажимать соответствующую кнопАчку) А всех тех, кто делает репост я записываю в отдельную книжечку, что бы потом бесплатно заправлять (Шутка))))

Ну и всем, кто еще не гулял по проекту Дорожные истории я крайне рекомендую:
Как и зачем затопили участок большой Бетонки
Почему в Марьиной роще люди проще
Старичок-паровичок
Тушинский тоннель
Хлебниковский мост
Ленинградка – дорога двух столиц
Башни проспекта Мира
Ярославская загогулина

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий