ЗИЛ-158А. Считавшийся утраченным
На днях в дружественную мастерскую пришло очередное пополнение. Машина без преувеличений уникальная: ЗИЛ-158А — туристическая модификация автобуса ЗИЛ-158, выпущенная тиражом всего в 272 экземпляра. До недавнего времени все автобусы этой модели считались утраченными.
Милые кости
История модели началась в 1956 году, когда был построен третий опытный образец автобуса ЗИЛ-158. Этот образец был назван ЗИЛ-Э158А. ЗИЛ-Э158А был исполнен в туристской версии, и заметно отличался от двух первых опытных образцов.
ЗИЛ-Э158А 1956 года постройки
ЗИЛ-Э158А имел остеклённые скаты крыши, опускные боковые стёкла увеличенной высоты, а также более "сидячую" планировку салона. В отличие от городской машины, где было 32 сидячих места, в "туристской" их было 36, и отделаны они были плюшем, а не кожзаменителем.
ЗИЛ-Э158А 1956 года
Было задумано, что ЗИЛ-158 в туристском исполнении будет выпускаться малыми партиями, и его отличия не помешают освоению в серии городского автобуса. Однако в итоге было принято решение выпускать "158" и "158А" в едином кузове, в основу которого лёг кузов именно ЗИЛ-Э158А, или того самого третьего опытного образца.
Серийный ЗИЛ-158А
Конвейерная жизнь автобусов ЗИЛ-158 началась именно с партии из 100 единиц ЗИЛ-158А, выпущенных для обслуживания VI всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году. "Фестивальные" машины имели особую, улучшенную внутреннюю отделку салона с тканевой обивкой и с коврами, а также несли на борту радиомикрофонную установку.
ЗИЛ-158А на обслуживании фестиваля молодёжи и студентов
"Туристический" ЗИЛ-158 унаследовал от опытной машины остеклённые скаты крыши, прозрачные люки, а также более "сидячий" салон с багажными полками под потолком. Задняя дверь у серийного ЗИЛ-158А была заглушена — ступени закрывались щитком, являвшимся продолжением пола, а поверх щитка устанавливался дополнительный двухместный диван. Ещё один диван разместили вместо сиденья кондуктора — так удалось разместить 36 мест заместо 32-х.
Серийный ЗИЛ-158А
Последние 40 туристских "158А" были построены ЗИЛом в 1959 году, после чего выпуск больших автобусов на ЗИЛе свернули. ЗИЛ в те годы сосредоточился на расширении производства среднетоннажных грузовиков, и полностью закрыл "автобусную тему" на своей территории, а документацию на модель 158 передали на новый автобусный завод в Ликино-Дулёво, где "коробочку" в городском варианте выпускали ещё 11 лет.
На ЛиАЗе же модель 158А, как и междугородный лайнер 127, осваивать не стали. В Ликино-Дулёво продолжили выпускать лишь базовый городской ЗИЛ-158. К слову, несмотря на "переезд" модели на новый завод, до самого конца производства в 1970 году она сохраняла марку ЗИЛ: первым серийным ЛиАЗом стал уже совсем другой автобус, легендарный 677.
Таким до нас дошёл один из 272 автобусов ЗИЛ-158А
При общем тираже автобусов семейства ЗИЛ-158, сделанных обоими заводами — московским и ликинским — за 73 тысячи, модель 158А выпущена всего лишь в 272 экземплярах. При ремзаводском капремонте "экскурсионные" ЗИЛ-158А переоборудовали в городские. У автобусов с расшатанным кузовом убирали лишние сиденья, восстанавливали функционал задней двери, и заглушли "лишние" стёкла в потолке металлическими панелями от базового 158, чтобы усилить кузов. На сегодня эта машина — единственный ЗИЛ-158А, в принципе дошедший до наших дней.
Кузов на мостах — большой плюс
Попавшая в дружественную мастерскую машина — один из сорока "прощальных" ЗИЛ-158А 1959 года постройки. В первой жизни автобус относился к 1-й колонне 1-го автобусного парка структуры Управления пассажирского транспорта Москвы — будущего "Мосгортранса".
После списания ЗИЛ провёл три десятилетия в качестве садового сарая в Подмосковье, в СНТ Топорково под Сергиевым Посадом. Интересно, что автобус давно был известен ретросообществу, но уникальную машину в нём никто не распознавал — кузов был зашит листами металла по кругу вследствие прижизненного капремонта. Несколько лет назад автобус спас частный коллекционер, который начал было его восстановление, но "наигрался" в большие игрушки, и продал 158А нынешнему владельцу.
Капот ЗИЛовского 158 от ликинского отличается подштамповкой под эмблему
В кабине сохранились рулевая колонка и педали. Два 158-х мотора с коллекторами достались в качестве »приданого» отдельно от машины.
Внутри сохранились следы оригинальной окраски: голубой цвет с широкой белой полосой
Перегородка сохранилась в отличном состоянии. На потолке — остатки былого интерьера
Самая важная часть — крыша с подштамповками для остекленных скатов. При ремзаводском капремонте поверх них устанавливали алюминиевые панели от городских ЗИЛ-158
Остеклённые углы сзади (см. наверху) — особенность не только 158А, но и первых выпусков городских ЗИЛ-158
Вид на остеклённый угол изнутри
От остеклённых люков остались пустые рамы
При капремонте остеклённые скаты заваривали панелями от городского 158: так пытались усилить расшатанный кузов на заклёпках
Самая живучая деталь автобусов ЗИЛ и ЗИС — указатель уровня топлива, скрывающийся рядом с горловиной топливного бака
В юбке слева виден отсек для запасного колеса. Рядом с ним, левее — отсек для АКБ
Планы? Будет видно: главное, что машина выявлена, дошла до наших дней, и дошла далеко не в самом поганом виде.
Будет жить? Однозначно!
А вот когда — уже вопрос открытый.
UPD: с момента публикации поступила информация о прижизненной приписке, месте находки и других особенностях жизни машины. Они уже добавлены в текст. Stay tuned! (=
На этом — традиционно всё. До встречи на следующей остановке!
Источник: