авто спорт

Как я пытался стать пилотом «Формулы-1»:личный опыт

Путь в гонщики «Формулы-1» долог и тернист, и до конца его проходят только избранные. Тем более интересно узнать, что чувствует обычный человек, которому довелось на один день стать членом команды Lotus F1 Team

Фото автора и Lotus F1 Team

Все как в автошколе — сначала отрабатываем комбинацию «газ — сцепление»

ЦЕЛЬ

Партнерские отношения в «Формуле-1» выстраиваются тщательно, с учетом многих нюансов, каждый из которых закреплен пунктами контракта. Ну а цель всего этого весьма конкретна: гоночная команда получает финансовую поддержку, а компания-партнер — имидж высокотехнологичного предприятия. Логическая цепочка проста: если компания способна платить немалые деньги за рекламу в «Формуле-1», значит, она имеет неплохой бюджет и для собственных разработок и производства, что, в свою очередь, обеспечивает выход на рынок продукции высокого качества. И нет ничего удивительного в том, что логотип бренда Rexona Men, анонсирующего свою  продукцию для активных мужчин, появились на бортах болидов Lotus F1 Team. Если же продолжить тему партнерских отношений, то они отнюдь не заканчиваются «прокатом» по трассам Гран-при той самой наклейки с логотипом — гости и представители компаний принимают участие во всех акциях, проводимых командой. И одной из таких акций является iRace Experience. Это не просто визит на базу гоночной команды или трек, где вам расскажут о работе тех, кто причастен к миру «Формулы-1». Это уникальная возможность на один день стать членом той самой команды. Более того, апофеозом дня станут несколько кругов по гоночной трассе за рулем машины «Формулы-1». Да-да, не в качестве пассажира в «спарке», за рулем которой будет находиться пилот команды, а именно вам будет предоставлена возможность управлять болидом!

Но первый инструктаж касается исключительно вопросов безопасности

ТРАССА

В открытые окна отеля Best Western Grand Prix врывается звук гоночного двигателя. По его тональности можно «прочитать» конфигурацию гоночной трассы: вот разгон до шестой передачи на прямой старт-финиш, а вот, после торможения, четыре передачи вниз, короткий разгон, опять переключение вниз, и вновь рев мотора с перещелкиванием передач вверх — вторая длинная прямая, заканчивающаяся длинной дугой правого поворота… Всего в нескольких километрах от отеля расположена трасса «Поль Рикар». В 1970 году близ французской деревушки Ле-Кастелле был построен гоночный трек, строительство которого финансировал французский винодел Поль Рикар, а годом спустя на этом автодроме, названном в честь мецената, состоялся первый Гран-при Франции в гонках «Формулы-1». Его победителем стал пилот команды Tyrrel-Ford Джеки Стюарт, который в том сезоне оформил свой второй чемпионский титул. Изначально кольцо автодрома «Поль Рикар» имело протяженность 5810 метров, и его «фишкой» была длинная, около двух километров, прямая «Мистраль». В такой конфигурации трасса принимала Большие призы вплоть до 1985 года, пока в 1986-м здесь не произошла трагедия. Накануне Гран-при Бельгии на трассе «Поль Рикар» проходили тестовые заезды, в которых погиб пилот команды Brabham Элио де Анджелис. Элио настраивал новую версию BT55, когда на той самой длинной прямой при скорости 290 км/ч на его автомобиле оторвалось заднее крыло. Машина взлетела в воздух, совершила пируэт и, ударившись об отбойник, упала на асфальт вверх колесами. В самой аварии де Анджелис не сильно пострадал, но прошло много времени, пока подоспела помощь, и пилота извлекли из автомобиля, который к тому времени уже начал гореть. И уже в том сезоне Гран-при Франции прошел на варианте трассы длиной 3813 метров. Последний Гран-при «Формулы-1» трасса «Поль Рикар» приняла в 1990 году, после чего она используется и для гонок других серий, и для тестов. Что же касается гонок «Формулы-1», то последние три года победителем Гран-при Франции на автодроме «Поль Рикар» становился Ален Прост.

В результате все карты спутал дождь — над «Поль Рикаром» разверзлись хляби небесные
 
НИКОЛЯ

На всех мероприятиях iRace всегда присутствует кто-либо из пилотов команды. На сей раз это был Николя Прост, тест-пилот Lotus F1 Team и сын четырехкратного чемпиона мира Алена Проста. Наверное, вопрос, который я задал Николя, уже набил у него оскомину: я поинтересовался, помогает или мешает в его гоночной карьере ореол славы его отца? «Не мешает точно, а что касается помощи, то отец, естественно, дает мне советы, но они, как правило, не связаны непосредственно с управлением автомобилем, — ответил Прост-младший. — Но, возможно, от меня ждут каких-то фантастических результатов, подобных тем, которых добивался отец». Кстати, гонщиком Николя стал не «с младых ногтей», а для начала получил хорошее образование — по специальности «математика» он окончил университет в США. Что касается результатов, то круг занятий Николя не ограничивается тестовой работой в Lotus F1 Team — он весьма успешно выступает в составе команды Rebellion в гонках на выносливость, а также в чемпионате «электрической» Formula-E. В связи с последней я поинтересовался у Николя, как он относится к дискуссии о том, что изменившийся звук новых турбомоторов может отрицательно сказаться на имидже «Формулы-1». Дело в том, что Николя и раньше выступал на почти «беззвучных» электромобилях в гонках Andros Trophy. «С моей точки зрения, звук не может иметь решающего значения, — считает Николя Прост. — Главным достоинством гоночного автомобиля должна быть скорость».

Николя Прост убежден, что трудности Lotus F1 Team временные. А вот на будущий год…

Физиотерапевт — важный член команды. И это не голословное утверждение

ПОЕХАЛИ?

Нет, сразу после примерки гоночной амуниции последовали инструктаж по мерам безопасности на трассе и ликбез по управлению гоночным автомобилем. Для начала Formula Renault 2.0. И здесь никакого разочарования — это настоящий гоночный автомобиль с неплохой удельной мощностью: при весе 450 кг его мотор развивает 185 л. с. А еще были занятия с физиотерапевтом, персоной, крайне необходимой в каждой гоночной команде. В гонке пилоты подвергаются весьма высоким физическим нагрузкам, и физиотерапевт помогает снять и физическое, и психологическое напряжение. Я на собственном примере убедился в том, что предложенные мне достаточно простые упражнения позволили улучшить физическое состояние. И вот только теперь за руль.  Причем, как в хорошей автошколе, первое упражнение состоит в том, чтобы просто тронуться с места. Инструктор, стоящий перед автомобилем, движением руки, будто дирижер просит сначала поднять обороты двигателя, а затем демонстрирует темп, с которым нужно отпускать педаль сцепления. А на питлейн уже упали первые капли дождя… Первые круги за автомобилем инструктора, который показывает оптимальные траектории движения по трассе. Помощь в «ориентировании» оказывают и расставленные на ней конусы: красный — начало торможения, синий — вход и выход из поворотов. И только после этой экскурсии — в «свободное плавание». Причем почти в буквальном смысле, так как небо над «Поль Рикар» по-прежнему затянуто тучами, и дождь не прекращается ни на минуту. Очередная сессия за рулем Formula Renault 2.0, после чего детальный разбор полетов. Разбор объективный, без рассказов, основанных лишь на ощущениях, ибо проводится он по листам с данными телеметрии, снятыми с блоков сбора информации наших автомобилей. Инженер неодобрительно качает головой: «Ты везде очень вяло тормозил». Пытаюсь возразить, что и при таком нажатии на педаль тормоза замедление было достаточным. «Это потому, что и разгон был весьма вялым, — парирует инженер. — Посмотри, как в этом месте ты работал с педалью акселератора. А теперь глянь на графики Романа Грожана». Да, картины явно нарисованы двумя абсолютно разными художниками… После «воспитательной беседы» снова на трек. А дождь припустил уже не на шутку! «Дождевые» шины пока справляются, но в апексах поворотов уже полно луж, и каждый  раз создается впечатление, что в этих местах на тебя опрокидывают несколько ведер воды. Мне почему-то припомнился рекламный ролик, в котором экзальтированная старушка, ловко управляющая автомобилем, утверждала: «Чтобы понять, надо гонять!» Если честно, я не помню, что за продукт рекламировался в том ролике. Но сидя в луже воды, которой кокпит наполнился в первые же минуты заезда, в промокших насквозь комбинезоне и белье, с залитыми водой визором шлема и очками, через которые я с трудом видел конусы- ориентиры, я просто перестал понимать, как в подобных условиях ведут борьбу на трассе пилоты «Формулы-1». И снова отправляюсь на разбор данных телеметрии. «Вот теперь гораздо лучше», — ободряюще говорит инженер. Но тут же следует и новость плохая — воды на дорожном полотне настолько много, что комиссар трека не дает «добро» на проведение заездов за рулем «Формулы-1». Словно в подтверждение сего печального известия вижу за окном вереницу эвакуаторов, автомобилей спасателей, маршалов и карет «Скорой помощи», покидающих автодром «Поль Рикар». А ведь до управления болидом «Формулы-1» оставался лишь шаг! Правда, еще теплилась надежда на то, что Николя Прост хотя бы прокатит меня в качестве пассажира на двухместном болиде. И Николя действительно отправился на инспекцию трассы, но, вернувшись с трека, лишь развел руками — на этот раз стихия оказалась сильнее. И как всегда, когда надежды не сбываются, возникает ощущение пустоты. Правда, на этот раз оно было недолгим — благодаря бренду Rexona Men, который, казалось бы, не имеет никакого отношения к инжинирингу, мне, пусть и ненадолго, удалось приобщиться к работе с командой «Формулы-1».

Вместо школьной парты — кокпит «Формулы-1», а в роли учителя — терпеливый инструктор

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий