авто спорт

Николай Марценко:автогонщик в мотогонках

В мировой гоночной истории сотрудничества пилотов мотоциклетных серий с автомобильными командами не редкость: управлять гоночными болидами пробовали гонщики Moto GP Валентино Росси, Макс Бьяджи, Джон Хопкинс, Марк Маркес, Дани Педроса, Хорхе Лоренцо. А в Monza Rally Show, кроме «доктора» принимал участие 8-кратный чемпион мира по мотокроссу Тони Кайроли.

Автоспортсмены тоже не прочь примерить на себя амплуа мотогонщика. Например, Льюис Хэмильтон пробовал себя в роли тест-пилота в рамках сотрудничества с MV Agusta, а совсем недавно Фернандо Алонсо тренировался с Марком Маркесом. 

В России первым автоспортсменом, переквалифицировавшимся в мотогонщики, стал Николай Марценко, успешно выступавший в мировой серии Renault, но в 2014 году внезапно исчезнувший из автоспорта. И в 2018-м так же внезапно появившийся в российском мотоциклетном чемпионате RSBK. 

О решении кардинально сменить спортивную карьеру и сходствах и отличиях авто- и мотогонок мы расспросили самого Николая.

Николай, ты долгое время соревновался в автогоночных сериях, почему решил пересесть на мотоциклы?

— Мотоциклы я любил с детства и занимался мотокроссом. С десяти лет начал заниматься автоспортом и, когда вышел на высокий уровень, оставаться в мотоспорте стало проблематично, так как из-за высокой вероятности травмы можно было поставить под удар карьеру автогонщика. В 2014 году я был вынужден закончить карьеру в автоспорте. Но когда ты полжизни путешествуешь, несколько лет не остаешься в стране дольше, чем на две недели, постоянно испытываешь прессинг, адреналин – это становится для тебя зоной комфорта. Соответственно, когда ты возвращаешься к обычной жизни, то очень хочется вернуться к этим ощущениям: адреналин – удивительный наркотик. Поэтому, как только у меня появилась возможность, я купил себе мотоцикл.

Как ты вернулся в спорт и начал принимать участие в чемпионате RSBK?

— В конце 2017 у меня появились мысли, что нужно снова возвращаться в спорт, очень хотелось чем-то снова заняться. Я попробовал тренироваться на питбайке. Десять лет до этого я не сидел на мотоцикле, поэтому у меня даже коленкой до асфальта не получалось достать, все было очень криво, косо и на протяжении нескольких сессий я просто не мог понять, как едут профессиональные спортсмены, как они вообще это делают на мотоциклах, потому что у меня самые элементарные вещи просто не получались. Но продолжив упорно тренироваться, уже спустя 3 месяца я первый раз сел на гоночный мотоцикл и попробовал проехать свою первую сессию на Yamaha R6: упал, сломал палец, но при этом был в восторге от ощущений! Потому что, во-первых, это возврат в любимое дело, а во-вторых, на мотоцикле ты ощущений получаешь в десять раз больше, чем даже в формульном болиде. Я проехал первые пятнадцать минут гоночной сессии, заехал в бокс и просто не мог перестать улыбаться – такой был восторг.

Без сомнения, автогонки отличаются от мотогонок, и ты как раз тот человек, который может грамотно объяснить, в чем существенная разница.

— Гоночный болид можно сравнить с перевернутым самолетом. Болид развивает высокую скорость на трассе за счет двух вещей: механического сцепления гоночной резины с асфальтом и прижимной силы, которая увеличивается по мере возрастания скорости, все сильнее «приклеивая» машину к трассе и снижая вероятность скольжения. Мотоциклы едут медленнее. Это обусловлено несколькими факторами. Машина позже тормозит на входе в поворот, за счет чего поддерживается более высокая минимальная скорость в повороте. Мотоциклы выигрывают на разгоне, но проигрывают на торможении, у них меньше площадь соприкосновения резины с асфальтом. В мотоспорте гораздо сложнее найти предел мотоцикла, особенно в дождевых условиях. Траектории тоже различаются: у мотоциклов больше акцент на выход из поворота, тогда как в машине можно чуть больше резать траекторию на входе. Существенный фактор: автомобиль не требует подготовки на выходе из поворота, а мотоцикл нужно успеть вовремя поднять. Все это также влияет на скорость.

Но, в итоге, тебя сильнее заинтересовали именно мотогонки. Почему?

— В «Формуле» да и в автоспорте, и автомобиле вообще нет такой связи со стихией. Пилотируя мотоцикл, чувствуешь все: дождь, температуру воздуха, силу ветра. В повороте локоть очень низко, колено на асфальте, голова — прямо у самой поверхности трассы. Нужно двигаться всем телом. В «Формуле» относительно мотогонок спортсмен в безопасности. Но мне гораздо больше нравится управлять мотоциклом.

В автогонках больше умственной концентрации, приходится учитывать кучу различных факторов по настройкам болида. Мотоциклы же требуют больше смелости, самоотдачи, понимания движений своего тела — абсолютно другие ощущения присутствия на гоночном треке и в борьбе. Риск, на который сознательно идешь, разгоняясь на мотоцикле, и страх, который нужно победить, заставляют чувствовать себя более живым, вдохновляют меня на то, чтобы снова и снова выезжать на трек, вставать на стартовую решетку и бороться за подиум до конца.

Сезон мотогонок RSBK 2018 стал первым для тебя. У тебя были опасные моменты, была борьба и, по итогам, первое место в классе Supersport EVO2. Ты доволен прошедшим сезоном?

— На самом деле, я особо ничего не ждал от сезона. Опыта в мотоспорте нет, «форма-фактор» у меня не самый выигрышный — я высокий и худой — поэтому я очень рад, что смог себя проявить в RSBK! Но до топ-пилотов мне еще расти и расти. Трехсекундное отставание от Алексея Иванова (DMC Racing Team) и Макара Юрченко (SPB Racing Team) – это существенная разница. Хотя, действительно, было много интересного. Случились два опасных момента: один в Нижнем Новгороде, где я упал, второй – на финальном этапе в квалификационном заезде, когда я словил хайсайд. Приземлился на лицо и на плечо. Думал, что повредил ключицу. К счастью, обошлось.

Николай, спасибо за интервью. Удачи в следующем сезоне!

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий