Ралли «Кипр».Этот непредсказуемый Кипр
Пятый этап чемпионата мира, первый из гравийных этапов, третье подряд ралли, проходящее в районе Средиземноморья. Все это — «Кипр», где любители прогнозов прочили на сей раз легкую победу команде Ford
…
Перенос сроков ралли на более ранний период позволял избежать традиционной для этой гонки жары. Но температурный комфорт вряд ли мог компенсировать погодные катаклизмы, с которыми предстояло столкнуться участникам. Впрочем, об этом — чуть позже.
Из топ-команд, как и планировалось, отсутствовала лишь Automobiles Citroen, остальные прибыли на Кипр без особых технических сюрпризов.
Peugeot впервые за последнее время выставила четыре заводские машины (новичок в гравийных ралли Жиль Паниззи стартовал на доработанной тестовой). Рkoda — также впервые на гравии — применила на двух своих автомобилях активные задние дифференциалы.
Определенное напряжение ощущалось в стане победителя двух предыдущих кипрских ралли, команде Ford. Колин Макрей подлечил свой палец, планировал использовать только «классическую» систему переключения передач и о шансах на победу говорил весьма осторожно. В экипаж Карлоса Сайнца, только что отметившего свое сорокалетие, вернулся поправившийся после аварии на тестах Луис Мойя.
В «кадровой политике» команд были отмечены неожиданности. Mitsubishi, например, в последний момент заявила третий автомобиль для Яни Паасонена. Удивила и Hyundai, заявившая четвертую машину для… специалиста по асфальту Томаша Кучара!
Накануне старта уже вырисовывалась если не картина в целом, то некий «эскиз» чемпионата: перед гонкой Peugeot имел столько очков, сколько все остальные изготовители вместе! А пилоты команды набрали в сумме больше, чем все их конкуренты — 60 очков из 104-х возможных! Тем не менее спортивный директор «серебряных львов» Коррадо Провера рекомендовал не обольщаться: «Предыдущие ралли — это те, где мы и раньше хорошо выступали».
Старт тридцатого ралли «Кипр» прошел под знаком превосходства «голубого овала»: первый спецучасток выигрывает Колин Макрей, второй — Маркко Мартин. Лишь у Карлоса Сайнца не все ладилось — практически со старта начались проблемы с трансмиссией, позже вышел из строя гидроусилитель руля.
Очень не повезло Жилю Паниззи: на третьем спецучастке его Peugeot перевернулся. Тем не менее Жиль довольно быстро смог продолжить гонку.
Проблемы были и в Subaru: Томми Мякинен выбрал слишком мягкие регулировки подвески, Петтер Солберг боролся с неисправностью трансмиссии, превратившей автомобиль в переднеприводной, а позже потерял три минуты из-за поломки дроссельной заслонки.
В конце первой петли участков в лидеры, ко всеобщему удивлению, вышел Маркко Мартин. «24 километра я прошел с поврежденным колесом и до сих пор поражаюсь тому, как работал мусс», — делился эмоциями пилот.
А трасса ралли принялась испытывать автомобили на прочность по полной программе. «Я дважды налетал на большие камни, повреждая при этом шины», — жаловался Маркус Гронхольм. Для Hyundai Юхи Канккунена столкновение с камнем закончилось повреждением поддона двигателя и сходом. В команде Mitsubishi и Алистер Макрей, и Франсуа Делекур мучались с неисправностью трансмиссий своих машин, а поломка системы ALS на Рkoda Тони Гардемайстера стоила ему существенной потери времени. И совершенно измученным на финише первого дня ралли выглядел Ричард Бернс: «Жара нарастает, а воздух в салон практически не поступает!».
Первый день ралли «Кипр» завершился семисекундным преимуществом Колина Макрея над Маркусом Гронхольмом. Далее: Маркко Мартин (+14 с), Франсуа Дюваль (+16,9), Томми Мякинен (+32,5 с).
Второй день стал днем премьеры новой системы обратного порядка стартов в гравийных ралли. Первым стартовал Габриэль Поццо на Рkoda Octavia WRS, за ним — Петтер Солберг и занимающий 23-е место Карлос Сайнц.
Ночные дожди в горах привели к появлению грязи на трассах спецучастков. На одном из них улетает в придорожные кусты Subaru Солберга, однако норвежцу удается вернуться на дорогу. У Франсуа Дюваля проблемы: по невыясненным причинам в двигателе Ford упало давление масла. Дабы не искушать судьбу, руководство команды снимает автомобиль с соревнований. Продолжаются неприятности в Mitsubishi: перевернулся Алистер Макрей, у Делекура по-прежнему барахлит трансмиссия. Не избежал расстройства и лидер гонки Колин Макрей: отказ гидроусилителя руля на «Форде» привел к утрате почти всего преимущества в 8,4 секунды перед Маркусом Гронхольмом.
Появился еще один кандидат на сход — на Hyundai Томаша Кучара стал перегреваться двигатель. Ожидалось, что вскоре последует команда о прекращении борьбы.
Но все это было лишь прелюдией к тому, что кипрская погода приготовила для участников ралли. Никто из пилотов, покидая сервис-парк в Лимассоле, и не предполагал, что целых три скоростных участка будут преодолеваться под непрерывным дождем, в то время как все автомобили были экипированы «по-сухому». В условиях практически полного отсутствия видимости перевернулся Peugeot Харри Рованперы, правда, зрители быстро поставили автомобиль на колеса. Совершенно потрясенным выглядел штурман Бернса Роберт Рейд: «На протяжении пяти километров мы просто планировали по потокам воды, дворники исполняли, по сути, декоративную функцию». У некоторых экипажей стеклоочистители вообще вышли из строя. Делекуру и Гардемайстеру, в частности, пришлось вести автомобили, высунув головы в окна водительских дверей.
На СУ-12 началось нечто невообразимое: слетает с дороги Рkoda Романа Кресты, и экипаж выбывает из соревнований, Алистер Макрей останавливается из-за поломки трансмиссии, Фредди Луикс сходит из-за неисправности коробки передач, Бруно Тири повреждает подвеску своего Peugeot 206 WRC. Зато, к удивлению многих, продолжает работать двигатель на Hyundai Кучара…
Об оценке «умной» системы стартов в обратном порядке, призванной устранить тактические уловки, никто даже не вспоминал. Единственное, что было важно, — прорваться через грозу.
При всем этом Колин Макрей вновь увеличил отрыв от Гронхольма, составлявший теперь 26,2 с. До финиша ралли оставалось шесть спецучастков, у «предсказателей» разного уровня крепла уверенность в том, что Колин Макрей сохранит лидерство, а Ford одержит свою третью подряд победу на Кипре. Увы, обстоятельства иной раз сильнее нас. В середине первого же спецучастка Колин получил неверную информацию о времени и позволил себе слегка расслабиться.
Затем, пытаясь наверстать упущенное, перевернулся. Совершив двойное сальто, Ford встал на колеса, и Макрей смог продолжить гонку, но теперь уже проигрывал Гронхольму более пятидесяти секунд.
Погода постепенно налаживалась, но ситуация на трассе немногим отличалась от той, что была накануне — сообщения о несчастьях следовали одно за другим. У Поццо сломалась стойка передней подвески, у Кучара по-прежнему грелся мотор, у Сайнца вновь начались проблемы с рулевым управлением. Дальше — больше: на СУ-17 перевернулся Солберг, чуть позже — Мартин…
Лидерство Гронхольма, как, впрочем, и второе место Колина Макрея, уже не подвергалось особым сомнениям. Так ведь нет — на предпоследнем спецучастке Макрей вновь переворачивается! Экипаж Ford теряет более двух минут и со второго места перемещается на седьмое!
Теперь в центре внимания была «дуэль» Томми Мякинена и Ричарда Бернса, боровшихся за второе место. На заключительном СУ Subaru Томми разворачивает, и он на финише проигрывает Ричарду 2,2 с!
Вот таким захватывающим и непредсказуемым оказалось 30-е ралли «Кипр». Можно долго дискуссировать о победе Маркуса Гронхольма и рассуждать о том, как сложились бы обстоятельства, получи Колин Макрей достоверную информацию о времени на СУ-15 и не пытайся он восстановить утраченное преимущество… Однако реалии таковы: победа Маркуса (вторая в этом сезоне) обеспечила Peugeot четвертый подряд победный финиш с двумя призовыми местами, что значительно увеличило шансы «серебряных львов» на победу в чемпионате мира.
Группа N
Это был третий из восьми этапов серии. На Кипре дебютировала команда Proton из Малайзии, в составе которой выступал победитель Азиатско-Тихоокеанского чемпионата Карамжит Сингх. В техническом отношении в центре внимания был дебют Subaru Impreza WRX (версия GD STi), оборудованной специально омологированной пятиступенчатой КП вместо стандартной шестиступенчатой.
Началось ралли с сюрприза — в лидеры вышел Луис Перес Компанк, ранее не участвовавший в соревнованиях за пределами родной Аргентины. Правда, вскоре лидерство перешло к Сингху, которого в конце дня сменил Джованни Монфринато.
Второй день внес серьезные коррективы: перевернулся Монфринато, Компанк слетел с трассы, а Сингх, несмотря на сломанный амортизатор, почти на семь минут опережал дуэльную пару — Димитара Илиева и Густаво Треллеса. Поединок выиграл Густаво, а за три спецучастка до финиша Илиев повредил руку и пропустил вперед Луку Балдини.
Положение в чемпионате после трех этапов: Солберг, Феррейрос и Сингх — по 10 очков, Треллес и Илиев — по 9, Араи — 6, Роу — 5, Иперти, Гирдаускас и Балдини — по 4, Фиорио — 3, Харраш — 2, Маррини и Коллеволд — по 1.
Результаты ралли «Кипр»
1. Маркус Гронхольм, Тимо Раути-айнен (Финляндия, Peugeot 206 WRC)
2. Ричард Бернс, Роберт Рейд (Великобритания, Peugeot 206 WRC
3. Томми Мякинен, Кай Линдстрем (Финляндия, Subaru Impreza WRC)
4. Харри Рованпера, Ристо Пиети-лайнен (Финляндия, Peugeot 206 WRC)
5. Петтер Солберг, Филип Миллс (Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)
6. Колин Макрей, Ники Грист (Вели-кобритания, Ford Focus RS WRC)
Положение в чемпионате мира после пяти этапов
Зачет пилотов
Гронхольм — 31 очко, Паниззи — 20, Бернс — 19, Мякинен — 14, Рованпера и Сайнц — по 9, Бугальски и Солберг — по 7, Лоэб и К. Макрей — по 6, А. Макрей — 2.
Зачет изготовителей
Peugeot — 68 очков, Subaru и Ford — по 27, Mitsubishi — 6, Hyundai — 2.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Источник: