обзоры авто

Дорога к Пику Ленина

Базовый лагерь альпинистов, высота 3700 метров на семейном микроавтобусе, первые неприятности с машиной и увлекательное общение с местными жителями.

С озера Тулпар-Кёль нам откровенно не хотелось уезжать. Но пастухи, с которыми общались накануне, рассказали, что это буквально последние летние деньки, а через неделю здесь, скорее всего, уже будет лежать снег. Так как мы запланировали подняться на поляну, где в 2015 году стояли на Дефендере и откуда открывается нереальный вид на горы, то пришлось всё-таки отправляться в путь — лето нас ждать не будет.

1. Дорога в сторону посёлка Сары-Могол очень напомнила нам… Правильно, Монголию! Те же бескрайние степи, та же витиеватая грунтовка и такие же маленькие населённые пункты среди холмов и гор, которые хоть немного защищают от бесконечного ветра.

В деревне спросили у двух мужиков, разгружавших прицеп с сеном, про то, где тут можно набрать воды и выкинуть мусор.

— Воду бери из реки! Мы все здесь речную воду пьём, живём до ста лет, а в семьдесят детей делаем! (на этой фразе оба начали смеяться)

Набранная в канистру речная вода оказалась непрозрачной (с какими-то примесями, может быть, известняк) и в ней было полно травинок.

— Так, а мусор?
— Мусор? Да брось где-нибудь за посёлком, на трассе!

В общем, тот случай, когда оба ответа абсолютно верные, но не несут в себе никакой полезной для тебя информации. Ладно, воды у нас пока достаточно, топлива тоже много, обойдёмся без заправки. Ну а мусор покатаем с собой.

2. Вскоре мы оказались на трассе, ведущей через Алайскую долину в столицу Таджикистана Душанбе. Тот самый момент, когда ты понимаешь: вот оно, приключения начинаются!

3. От вида горных хребтов Памира реально сносит крышу. Пик Ленина, 7134 метра. А внизу "всего лишь" 2800 метров, солнышко и 27 градусов тепла. Сложно передать словами те чувства, которые возникают, когда смотришь на эту Гору. Особенно если учесть, что до неё около 50 километров по прямой.

4. Проехав посёлок Кашкасу, сворачиваем с трассы, проезжаем через арку и начинаем набирать высоту.

5. Пока настоящие эксперты, сидя дома перед мониторами, рассуждают об отсутствии перспектив у длиннобазных заднеприводных фургонов на крошечной заводской "шоссейке" вне асфальта, простые киргизские "маршруточники" ПРОСТО ЕДУТ. А вообще, такие вот "Спринтеры" мы потом где только не встречали, я реально зауважал этот бус.

6. Облака — белогривые лошадки! Или почему Киргизию называют "Страной Небесных Гор".

7. Вначале дорога несложная, а вот последние 8 километров начинается резкий набор высоты, на улице холодает до 13-14 градусов. Вот где-то там, возле той красной горы, у нас было три днёвки на берегу озера Тулпар-Кёль. За оранжевыми холмами резкий обрыв, по дну которого протекает река Ачик-Таш. А ещё здесь очень сильный ветер. И, судя по тучам, скоро будет гроза.

8. Возле базового лагеря альпинистов преодолели небольшой брод. После началось "веселье".

9. Дорога для нашего микроавтобуса была реально сложная. Единственная убитая колея, которую вокруг не объедешь, так как везде торчат камни и валуны. Накачал колёса до 3,5 атмосфер, но у нас было очень много вещей (так как ехали без каких-то конкретных сроков возвращения домой, то и брать с собой пришлось кучу всего), и подвеска всё равно слегка просела, так что периодически скребли защитой топливного бака и заднего дифференциала об камни.

Потом начался довольно крутой подъём с большими камнями. Пока я бегал "на разведку", сзади подпёр "Патриот", владелец которого вежливо поинтересовался, какие у нас планы на остаток дня, так как объехать не было возможности. Как мог сдвинулся в сторону, чтобы его пропустить, а сам начал думать, как быть и что делать дальше.

С одной стороны — осталась прямо-таки ерунда. Преодолеть подъём, за которым начинается довольно хорошая дорога по "плато" с нереальным видом на "семитысячники":

С другой — судя по тому, как мы проехали ровный участок, я понимаю, что эта дорога просто-напросто действительно не для нашего автомобиля. Конечно, обидно проехать 4000 километров от Москвы и не доехать ровно 500 метров до обзорной поляны. Но Бусе было реально тяжело, а у нас как-никак всё путешествие ещё впереди, можно сказать, мы только начали. И подходить к этому вопросу с позиции "доедем любой ценой, а там видно будет", наверное, всё-таки не стоит.

Накануне мы с женой смотрели фильм, где главный герой произнёс следующую фразу: искусство путешествовать заключается в умении менять свои планы. Что же, если у нас не получается сейчас до туда доехать, то, может быть, нам и делать пока что там нечего?

К тому же, погода окончательно испортилась: в горах ничего не видно из-за снега, на улице похолодало, да и ветер такой, что даже крышу кемперочка не поднимешь. Значит, нам надо развернуться и встать лагерем пониже, а там видно будет.

10. С этой мыслью я обошёл Бусю вокруг, чтобы прикинуть траекторию разворота, и услышал неприятный свист сзади. Так и есть, словили боковой порез. Настроение и без того было "приподнятым", а теперь…

— Может, борщика? — спросила жена.
— Вот это прям дельная мысль!

Про колесо ей пока что не стал рассказывать. Спустились чуть ниже по дороге, я нашёл крохотную полянку, на которой можно было встать на обед, оббегал местность в поисках траектории, так как там нужно было реально лавировать между камнями, и включил заднюю передачу.

Последние метры. Паркуюсь очень медленно, постоянно выходя из машины. Вдруг она почему-то перестаёт ехать. То есть уклон такой, что должна двигаться задом на холостых (и двигалась до этого), а тут вдруг остановилась. Выхожу — сзади ничего нет. Заглядываю под днище — ровная поляна. Снова сажусь за руль, включаю "R", и тут меня что-то дёрнуло обойти машину вокруг.

11. В общем, вывернутое переднее правое колесо упёрлось боком в острый край торчащего из земли камня, который виден слева от бампера. Да так, что боковина уже хорошо вмялась внутрь, жалею, что не сфотографировал. Сажусь обратно, руль до упора вправо, и как могу медленно протягиваю вперёд. Пропороть два АТшных колеса относительно редкого даже в Москве типоразмера на последнем километре дороги — это было бы крайне эпично.

К счастью, на этот раз обошлось. В очередной раз пришло понимание, что чем больше "ходишь ногами", тем потом оказывается проще. Иными словами: "тише едешь — дальше будешь". Сын убежал собирать камушки, жена разогревала обед, а я отправился думать, как быть дальше.

В путешествии никогда ничего не бывает просто так, в этом мы не раз убеждались. Несколькими записями ранее я рассказывал о том, как кассирша в супермаркете в городе Ош ошибочно пробила нам два тюбика суперклея и предложила сделать возврат, а я сказал, что не надо. В общем, из "ремкомплекта" у нас был только набор жгутов и этот китайский зелёный тюбик. Жгутами боковые порезы не "лечат", значит, и выбирать особо не приходится.

12. Как смог протёр порез влажной салфеткой от грязи. Подождал, пока высохнет. Щедро налил внутрь суперклея и прижал пальцами.

13. После обеда у Юли разболелась голова. Ну ещё бы, как-никак, мы ведь снова очень быстро заехали на 3700 метров. Да и портящаяся погода тоже наверняка повлияла. Боясь повторения истории с ночной "горняшкой" у озера, мы решили сбросить высоту на 300-400 метров. Ехали против солнца, через лобовое стекло ничего не видно. Это не грузовик с сеном пронёсся по грунтовке перед нами. Это всего лишь ветер…

14. Наградой за непростой сегодняшний день стал какой-то нереальный закат над Алайской долиной, я наконец-то расчехлил телеобъектив и вдоволь наснимал этой красоты!

15. Пока мы катались по горам, в баке подогрелась вода, так что вечером был горячий душ у всех, включая Виктора и двух наших такс. Ветер был такой сильный, что машину шатало, а петли подъёмного механизма крыши всю ночь насвистывали мелодии. Уложив сына спать, включили очередную киношку, пока ноутбук "пыхтел" над отснятым закатом.

16. Несмотря на кажущиеся просторы, хороших мест для стоянки было не так уж много. Во время постановки лагеря возле холма Юля сразу заявила, что утром у нас будет компания, и так оно и вышло. Из машины вылезали под смех и любопытные взгляды детей.

Пастух, как бы так сказать, неопределённого возраста. "От 30 до 50 лет" — вынесла потом вердикт супруга. В горах и степи мы часто встречали людей, определить возраст которых не представлялось возможным. По-русски он совершенно не говорил, знал только отдельные слова, но, разумеется, это не помешало нам общаться. И его "четыР сына", один из которых был девочкой, но это уже детали. Долго рассматривали машину, попросили их сфотографировать.

17. Старший парень вначале сел на ослика задом наперёд, все начали смеяться. Потом встал в седле. Потом связал ослу передние лапы и начал бить его ботинком по морде, отчего тот фыркал и вставал на дыбы, повышая градус "общего веселья". Наших такс мы предусмотрительно заперли в переноске, потому что если бы и они приняли участие в этом цирке, то неизвестно, чем бы всё это закончилось, а они определённо горели желанием присоединиться к балагану. Через какое-то время глава семейства их всё-таки увидел — "оо, собака, охотник?". Что-то сказал старшему сыну, тот убежал за холм, минут через пять возвращается, тащит тряпку, а там…

18. Два щенка алабая! "После вчера родился". Маленькие, глазки ещё не прорезались, тёплые такие, пищат, нюхают носами воздух быстро-быстро!

19. Никогда до этого не держал алабая на ладони. Интересные ощущения. :)))

— Возьми себе. Подарок. Два мне не нужен. Молоком пои. Большой будет.

О_о

Юля с её маниакальным желанием "всех спасать" тут же начала рассказывать, что у неё как раз есть свободная коробка для милого пёсика, но я что-то не смог придумать, что мы будем делать с ним дальше и как он вообще поместится в микроавтобусе, когда вырастет, так что пришлось вежливо отказаться.

20. Ребятам подарили несколько машинок Виктора, к которым тот утратил былой интерес. А вот глава семейства всё ходил вокруг да около наших термокружек "Татунка", разглядывая их блеск и восторженно цокая языком. И вот уже в момент прощания я вдруг вспомнил, что у нас в багажнике на крыше лежат две старые термокружки, которые мы когда-то давно купили на распродаже в "Спортмастере" и пользоваться ими больше не планируем.

Сказать, что человек обрадовался — это ничего не сказать! Звал нас на чай в юрту, но пока погода была хорошей, надо было этим пользоваться. И мы вновь отправились в сторону Пика Ленина.

P.S. На заклеенном китайской химией колесе в итоге вернулись домой в Москву через два месяца.

Продолжение следует!

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий