Восточная Лица — Туманный. Часть 3. Посвящение в вездеходчики, и почему на “Шерпе” иногда лучше плыть, чем ехать
Это третья часть рассказа про путешествие на шести вездеходах по Кольскому полуострову. Начало тут, вторая часть — тут.
Наступило утро, лагерь собран, а значит, настало время и мне попробовать себя вездеходчиком.
Накануне я провел первые испытания “Шерпа” на скалистых ступенях рельефа тундры. Управление — не сложнее чем у автомобиля. Педаль сцепления, рычаг пятиступенчатой коробки от вазовской "Гранты", работающий по привычному алгоритму. Широкая — под унты или сапоги — платформа педали газа. И два рычага, приводящих в действие бортовые фрикционы от ГАЗ-71.
Пара Шерпов проехала этот пятидневный маршрут уже несколько раз, и шины были неоднократно повреждены, отчего из них теперь торчат десятки жгутиков.
Левый рычаг на себя — колеса с левого борта останавливаются, правые же крутятся с прежней скоростью. Потянул чуть-чуть — вездеход берет левее. Тянешь сильнее — машина тут же, на месте, резко поворачивает налево. Аналогичная история, но зеркально — с правым рычагом. Все просто и понятно, но есть нюансы.
Чтобы замедлиться на спуске, достаточно потянуть один рычаг. Но из-за разницы скоростей фрикционов, если смалодушничать, потянуть левый рычаг чуть-чуть, вездеход берет не левее, а правее! Нужно успеть не испугаться и дотянуть рычаг — как следует. Главное тут — не тянуть оба рычага на себя, тогда можно заглушить мотор и потерять управление. На скользких камнях — опасно.
Когда камней на пути много, работать рычагами нужно часто. Главное, что ограничивает проходимость вездехода — у тебя в голове. Мозг, привыкший к управлению внедорожником, не может осмыслить, что можно ехать ПРЯМО ТУТ. Вверх по ступеням из камней высотой в полтора метра. Пропускать полуметровые булыжники под днищем. Можно лезть в любую грязь, в любое болото.
Главное — не делать резких движений. Не дергать беспорядочно рычаги, не торопиться. Законов физики никто не отменял. По устойчивости и склонности к опрокидыванию “Шерп” заметно уступает тяжелым и широким гусеничным аппаратам. Машина высокая, почти 2.5 метра, клиренс — более 60 см, шины — сверхнизкого давления. Превысив скорость, вездеход можно уложить на крышу через любую его грань.
Подвески в привычном понимании у Шерпа нет, но на 160-сантиметровых шинах с регулируемым в ржиме реального времени давлением она не особо то и нужна — машина идет максимально мягко, даже когда под колесами полуметровые обломки скал. Все это с поправкой, что скорость на сложном рельефе не превышает 5 километров в час, а на более-менее ровном покрытии, если можно считать таковым каменистую тундру, мы разгоняемся до 20-25 км.ч.
Вообще, езда по каменным холмам на вездеходе очень похожа на пеший треккинг в больших горах. Разве что основные нагрузки ложатся на машину, а не на ваши руки и ноги… А вы словно сидите в рюкзаке у того самого туриста-Гулливера, что несет вам вверх и вперед, натужно, но мягко карабкаясь по скалам.
Глядя на бесконечные зелено-бурые просторы, где нет ни души, ни деревца, лишь одни холмы, водоемы и камни, я начинаю понимать, почему по тундре истинные путешественники предпочитают ходить пешком, или сплавляться на каяках — сюда не проехать ни на квадрике, ни на внедорожнике. Максимум, куда доезжали квадроциклисты — от Туманного до Харловки. Туда, где "катаемся" мы, им не добраться.
Даже если представить, что ваш уровень владения техникой не ниже восьмидесятого, и вы с неизбежными переворотами и прочими кульбитами все же сможете ехать по такому рельефу, на пути к Восточной Лице есть непреодолимые для обычной колесной техники преграды — водные. Быстрые реки — Малая Харловка, Рында, Харловка, Восточная Лица.
А еще — бесконечные озера, с прозрачной водой, сквозь которую, впрочем, не видно дна. Через озеро Поперечное мы идем, как флотилия катеров.
Для “Шерпа” все это не помеха. Водомета тут нет, но лопатки на шинах гребут отлично. Даже в реках с ощутимым течением и волнением, машина плывет с той же скоростью, что и ползет по валунам — 5 километров в час. Только несравнимо комфортнее — на воде нет тряски.
Огромные колеса создают практически неисчерпаемый запас плавучести.
Главное, если вы съезжаете в воду с полутораметрового камня, закрыть вовремя верхнюю створку — ветровое стекло. Иначе через передний борт машина сразу наберет литров 300-400. Не уйдете ко дну, конечно, но плыть она будет медленно, ноги намокнут, и потом все придется сливать (благо, пробка для этого предусмотрена).
Желание увеличить скорость и ехать по краю водоема, там, где колеса достают до земли — опасно. Рельеф у тундры необузданный, валуны и большие камни лежат в случайном порядке, и можно помять днище или застрять на камне, что почти исполнил один из коллег.
Пришлось подплыть к нему, и столкнуть машину с “рифа” нашим вездеходом.
Выход из воды на любой берег — визитная карточка Шерпа
Если смотреть на тундру со спутниковых снимков, то она чем-то похожа на поверхность Луны. Лишенная атмосферы и, в частности, ее плотного слоя, Луна не защищена от метеоритного дождя.
Точно так же из космоса выглядит и эта часть Кольского. Пустошь, словно избитая избитая небесными телами, рассеченная водоемами произвольной формы, увенчанная каменными нагромождениями.
Лето выдалось жарким, и идеально круглые бассейны высохших озер лишь усиливают внеземные ассоциации. Да и сам “Шерп” — тот еще луноход…
Осень — единственное красочное время в этих краях. Плотное одеяло из карликовых кустарников, мха и ягод устилает землю, кормит оленей, зайцев — да и медведей заодно. Яркие краски — красный, оранжевый — вспыхивают ненадолго. Совсем скоро тундра пожелтеет, кустарники сморщатся. Озера и реки замерзнут. Каменистые гребни с подветренной стороны заметет снегом.
Ну а пока мы едем неспешно, под натужный рев полуторалитровых японских дизелей, не заглушаемый даже дополнительной шумоизоляцией. В кабине тепло — есть печка. Откидываем ветровое стекло и наслаждаемся скупой красотой и терпким запахом тундры.
В середине дня пересекаем Восточную Лицу и встаем на обед у одной из местных достопримечательностей — большого водопада.
Хочется остаться тут подольше, но времени на это нет — за полдня мы проехали лишь 20 километров, и проехать нужно еще почти столько же.
Для навигации у нас есть трек, но примерное направление, впрочем, ясно и без компаса. Над холмами тут и там возвышаются столбы монструозной ЛЭП. Она подает энергию от Кольской АЭС в ЗАТО г. Островной.
Просторы тундры и бесконечные, изматывающие ветра наводят на мысль, что тут прижились бы ветрогенераторы. Пожалуй, они не испортили бы этот холодный и безлюдный пейзаж, сделав его еще более впечатляющим…
Вдоль линии ЛЭП полосы развороченной земли — вездеходка. Тяжелые вездеходы типа МТЛБ или ГТ-Т разворотили мох так, что он не зарастет, наверное, никогда. Там, где до этого проехали шесть груженых “Шерпов”, чаще всего лишь примятая трава, лишь если буксовать или крутиться на месте, заметна легкая гребенка.
Лагерь разбиваем под холмами, по вершинам которых идет ЛЭП, на пятачке между озерами. После того, как выходим из кабин, минут пять просто лежим на мягком мху, согретом последними лучиками закатного солнца. Так и замечаем, что кругом полно грибов. Широкие шляпки. Толстые ножки. Ни червоточинки. Вкусный ужин обеспечен.
Этот снимок примечателен тем, что сделан не на фотоаппарат, а на смартфон. Sony Xperia XZ2 Premium в темноте и с рук снимает классно — так сможет не каждая зеркалка.
Остается поставить палатку, и сидя у костра смотреть на то, как луна и звезды отражаются в свинцовом зеркале озер. На десерт — всполохи северного сияния.
По темно-синему небу гуляют зеленые волны, усиливающие ощущение нереальности всего происходящего. Мысли о том, что это и есть реальность, попросту не укладываются в голове…
Продолжение следует.
Буду рад вашим комментариям и репостам. Также — читайте предыдущие посты про путешествие от губы Восточной Лицы — Туманный на вездеходах:
— Часть 1. Заброшенная пограничная застава на краю света
— Часть 2. Восточно-Лицкий маяк, что внутри у бакена, и как все увидели кита, а я нет.
— Часть 3. Посвящение в вездеходчики, и почему на “Шерпе” иногда лучше плыть, чем ехать.
— Часть 4. Планета Тундра, и как мы засадили "Шерп". Дважды.
Источник: